Утилизация автомобильных покрышек

В начале XXI века неотъемлемым атрибутом городского пейзажа стали огромные свалки всевозможных отходов, в том числе, отработанных автомобильных покрышек. Сегодня, это самый опасный резиновый мусор, который медленно разлагается в естественных условиях, плохо поддается искусственному уничтожению и требует специальных условий для полноценной переработки.

С увеличением мировых товарных потоков растет автомобильный рынок грузового и легкового автотранспорта, а вслед за ним – растет потребление автомобильных покрышек. Их производство достаточно энерго- и материалозатратно, а в качестве необходимых компонентов используется ряд природных элементов (например, нефть, железо, высококачественный каучук и текстильный корд), предполагающих несколько производственных циклов, т.е. многократную переработку и повторное использование.

Утилизация шин покрышек, таким образом, способна решить сразу две проблемы: с одной стороны, она снимает экологическую напряженность, а с другой, позволяет получить явную экономическую выгоду от повторного использования природных ресурсов.

Резина, как высокомолекулярный материал (реактопласт) не может перерабатываться до вторичных гранул, из которых потом выпускаются новые товары. Утилизация шин автомобильных покрышек ведется по иным технологиям, к которым относится:

· Измельчение резины в крошку или порошок.

· Сжигание шин для получения энергии

· Производство регенерированного материала

· Пиролиз резины (для получения мазута).

Благодаря вторичной переработке автомобильной резины получаются мазут и резиновая крошка для производства специализированных покрытий, новые автомобильные покрышки, резино-технические изделия широкого назначения, специализированные покрытия для кровли, железнодорожные шпалы и прокладки под рельсы, некоторые материалы для автодорожного покрытия, покрытий стадионов, футбольных площадок, теннисных кортов и детских площадок, декоративная плитка и многое другое.

При всей коммерческой выгодности переработки автомобильной резины, процесс идет медленно: мировые запасы накопленной автомобильной резины составляют около 80 миллионов тонн и ежегодно ее количество увеличивается на 10 млн. тонн. Больше всего отработанной резины поставляют США (4,5 млн. т), страны Европы (3 млн. т) и Япония (около 1 млн. т). Утилизация автомобильных покрышек не успевает за приростом – всего 20% отработанных покрышек попадают в переработку!

У нас этот процесс вообще незаметен – утилизируется не более 10% отработанных покрышек, а остальными мы продолжаем захламлять общественные и городские свалки, ухудшая экологию и упуская экономическую выгоду.

Разложение автомобильной резины на свалке длиться не менее ста лет, и за это время покрышки могли бы пройти пять-шесть циклов переработки, принеся реальный экономический эффект. При ежегодном приросте количества отработанных шин в десять миллионов тонн – это серьезная сырьевая база, обладающая немалым экономическим потенциалом.

Не утилизированная автомобильная резина создает массу проблем: при разложении она выделяет в почву токсичные органические соединения (дифениламин, дибутилфталат, фенатрен), а при сжигании — выделяет в атмосферу опасные канцерогены ( бифенил, антрацен, флуорентан, бензапирен). Кроме того, автомобильные покрышки не поддаются биологическому разложению, они огнеопасны и плохо тушатся при возгорании, являются идеальной средой для размножения грызунов и насекомых, а значит – инфекционных заболеваний.

Понимая степень экологической опасности автопокрышек, Евросоюз уже давно запретил захоронение и сжигание автомобильных покрышек на свалках. Бизнес по переработки вторичных резиновых отходов, в то же время, оказался достаточно выгодной для Европы «темой», и сегодня стремительно набирает обороты в развитых странах, особенно в Великобритании, Японии, Германии, Финляндии, Испании и Италии.

В целом в Европе утилизация автомобильных покрышек составляет почти 80% шин и даже приносит прибыль. Переработкой покрышек занимается немало компаний, обращение к которым позволяет быстро избавиться от этого опасного материала, снять с себя груз экологической ответственности и получить полезные товары для вторичного использования. Кроме того, в отдельных развитых странах государство готово тратить на утилизацию покрышек до 200 евро за тонну, и это оправданная цена.

В ближайшие годы Евросоюз намерен решить ряд сложных задач по утилизации автомобильной резины: сократить рост отходов на 10%, прекратить вывоз покрышек на свалки и увеличить долю их переработки до 60%.

В России утилизация автомобильных покрышек – дело пока бесплатное, а иногда даже убыточное, так как транспортировка резины к месту утилизации стоит денег. Чаще всего она производится промышленными предприятиями и организациями для того, чтобы избежать крупных штрафов за несанкционированное размещение отходов на основании Закона «Об отходах производства и потребления».

Резиновая крошка – это прочный и износостойкий материал, используемый в качестве наполнителя при производстве резиновых и резинобитумных смесей, строительных материалов, специализированных дорожных и спортивных покрытий, металлокорда и технической ваты.

Метки:

Ваш отзыв

 

wordpress темы

кино

кино

кино

кино

кино

кино

кино

кино

кино